Памятники Тюмени: идея может быть великолепна, а конечный результат - безобразным
Как вы думаете, сколько в Тюмени действительно стоящих памятников, которые не стыдно показать туристам? Если честно, то из огромного количества наберется не так уж и много, хотя у нас памятники с помпой открывают едва ли не каждый год: произносят торжественные речи, дают слово авторам, режут ленточки, потом появляются пафосные заметки в местных СМИ и через пару дней об очередном "шедевре" уже все забывают.
Спрашивается, зачем нам такие памятники и такие скульптуры? А может мы все-таки зря посыпаем голову пеплом? Авторам ведь виднее, они лучше разбираются в искусстве. Да и критика по большому счету отсутствует. Это тоже стоит признать. И все-таки для того чтобы объективно оценить тюменские памятники и скульптуры с точки зрения искусства, мы обратились к известному тюменскому художнику Александру Новику.
У Александра Сергеевича много регалий. Он является членом союза художников России, Заслуженным художником Российской Федерации, Секретарем Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» по Уральскому федеральному округу, председателем Тюменского регионального отделения ВТОО «Союз художников России», профессором кафедры искусств Института педагогики и психологии Тюменского государственного университета, академиком Китайско-Российской академии изобразительного искусства. По отзывам коллег Александр Новик является одним из самых заметных и стабильно работающих мастеров в Тюмени, его произведения отличаются качественным исполнением. Его произведения хранятся не только в Тюменском музее изобразительного искусства, но и в 25 музеях страны, в частных российских и зарубежных коллекциях. А еще Александр Сергеевич Новик очень принципиальный человек.
1. Памятник Текутьеву На мой взгляд, по значимости очень хороший памятник Текутьеву. Его автором является скульптор из Екатеринбурга Андрей Антонов. Скульптура вылеплена на высоком уровне! Есть образ, есть грамотная лепка, соблюдены все анатомические параметры, во взгляде чувствуется характер. Я думаю, что этот памятник - один из лучших в Тюмени! Единственное, что смущает - автор предполагал, что памятник Текутьеву будет стоять на низком подиуме. Без его ведома скульптуру установили на высокий подиум. Так делать нельзя. Дело в том, что каждый скульптор заранее предполагает, с какого ракурса его работа будет смотреться лучше всего. На низком подиуме скульптура Текутьева смотрелась бы человечнее и была бы ближе к людям.
2. Памятник "Прощание"
Это очень знаковая работа для Тюменни. Ее автором является известный тюменский скульптор Николай Распопов. Это не литье, как можно предположить, а выколотка. Сначала лепится скульптура, потом отливается в бетоне и выколачивается по кругу алюминиевыми или латунными пластинами, а потом сваривается. Это очень сложная работа для скульптора, хотя по своим затратам дешевле, чем литье, потому что материала расходуется намного меньше. В свое время на отливку памятника из бронзы просто не нашли деньги. Тем не менее, работа выполнена очень качественно! Продумана и площадка, и ракурс. Конечно же, дома на заднем плане немного смущают, но их построили уже после установки памятника.
3. Памятник "Борцам революции"
Очень качественная работа, создана в русле того времени: и смотрится хорошо, и образы очень хорошие. Этот памятник создавали наши скульпторы Герасимов и Клюкин. Оставили о себе хорошую память.
4. Памятник Ленину
Над памятником работал хороший скульптор. Его создал московский художник А. М. Портянко. Единственное, скульптура не была найдена в масштабе по отношению к пространству и окружающей архитектуре.
5. Горельеф Марите Мельникайте
Памятник находится на пересечении улицы Республики и Мельникайте, установлен на углу дома. Это горельеф. Его лепил Геннадий Вострецов. Очень хорошая работа. За счет своей формы, пластики, острого композиционного решения приковывает взгляд. Скульптура очень хорошо отражает то трагическое для героини и для страны время. В скульптуре хорошо расставлены композиционные акценты.
6. Памятник ликвидаторам аварии на ЧАЭС
Это самодеятельность. В памятнике есть складочки на одежде, вроде бы все вылеплено, но нет эмоций, не показан характер героя.
7. Памятник Распутину (в Аптекарском саду на ул. Даудельной)
Что-то вроде бы в нем есть. Есть попытки пластики, но не дотянут до уровня таких скульпторов, как Геннадий Вострецов, Николай Распопов. В их работах действительно все есть, все найдено. А когда используется какая-то стилистика, при этом она не совершенна, к автору появляются вопросы. Человек, который не понимает в изобразительном искусстве, в скульптуре этого даже не заметит, а любому профессионалу такие вещи сразу бросаются в глаза. И при чем тут вообще стул? (прим. авт. - действительно, не зная о венском стуле в Покровском доме-музее Григория Распутина, на котором, якобы, сидел сам старец, объяснить что-либо будет трудно).
8. Памятник "Труженикам тыла"
Во-первых, место расположения памятника "Труженикам тыла" мне не совсем понятно. Почему именно здесь его установили? Сама идея хорошая, но лепка... Не проработаны формы, нет пластики, нет ярко выраженных образов.
9. Памятник Николаю Чукмалдину
В этом памятнике не соблюдены пропорции между скульптурой и постаментом. Нужно находить соотношение скульптуры и постамента, чтобы они дополняли друг друга. В памятнике важна масштабность по отношению к пространству. Большие мастера, чтобы попасть в масштаб, вырезают контуры памятника из фанеры, ставят на место и смотрят с разных точек, чтобы оценить масштаб фигуры. Так делают многие скульпторы.
10. Памятник воину-десантнику
Это карикатура, а не памятник!
11. Скульптурная композиция "С чего начинается Родина"
Идея скульптуры хорошая, но исполнение опять же безобразное. Нет профессиональной лепки, скульптура ребенка плохо выполнена, не соблюдены элементарные правила формообразования.
12. Памятник судостроителям (на набережной)
Выглядит неплохо, конечно, он не выдающийся.
13. "Торпедный катер"
Это очень хорошая идея для памятника тюменским труженикам тыла!
14. Памятник "Железнодорожникам фронта и тыла" (выполнен с использованием рельс времен Великой Отечественной войны)
В любой скульптуре важно соотношение масс. Обратите внимание на арку из рельсов и вставки с барельефом. Эти рельсы задавили барельеф. Что важно: барельеф или рельсы? Если барельеф, то он должен быть основным и выглядеть массивнее. Идея с рельсами мне нравится, но исполнение неважное, к тому же на барельефе лепка плохая.
15. Памятник инспектору ГАИ Самодеятельность.
16. Бюст Ломоносову
К автору бюста никаких вопросов нет, но вот стоит бюст точно не на своем месте. При чем тут технопарк? Поставили бы возле университета, он был бы там на своем месте и более заметным.
17. Памятник Маме
Это ужас! Самодеятельность. Нельзя так делать. Видно сразу - лепил не скульптор. Не думаю, что этот памятник вообще утверждали на градостроительном совете.
18. Памятник святителю Филофею Лещинскому
Неплохой памятник. Но где-то не доведен до конца. Я бы усилил качество лепки. Не хватает художественной выразительности. В целом, скульптура композиционно выдержана.
19. Памятник отцу
Вместо комментария по этому памятнику расскажу такую историю. Меня пригласили в жюри по выбору памятника деревне. Узнав о конкурсе, замотивировал наших скульпторов, мол, ребята, давайте поработаем тоже. И все поработали, сделали очень хорошие проекты - и Геннадий Вострецов, и Юрий Паянин, и Владимир Шарапов. В этом конкурсе приняли участие так же два самодеятельных скульптора. В основной состав жюри вошли пенсионеры-общественники, которые выдвинули идею установки памятника. И они выбрали самый слабый проект, сколько бы я ни возражал. Выбрали, потому что он самый дешевый.
20. Памятник погибшим сотрудникам милиции.
Я знаю авторов, они не скульпторы.
21. Памятник пограничникам (в сквере Пограничников) Здесь я вижу профессиональное композиционное решение! Молодцы.
22. Памятник "Сибирским картографам" на набережной
Неплохо!
23. Барельеф "Тюмень - победителям"
Скажу прямо: лепка очень слабая. Издали видишь - вроде бы есть какое-то композиционное решение, но когда подходишь близко, понимаешь, что вылеплено просто ужасно! Вот то, что было раньше из бетона - композиционно сделано потрясающе! И мы предлагали оставить ту же самую композицию, только повторить ее в бронзе, сохранив авторскую идею. Бетон есть бетон, а бронза несет свою пластическую форму. На жюри я прямо сказал, что это тортик - много-много всего, но нет основы, знака. В памятнике за счет композиционного решения должна быть сразу понятна его суть, как это было в прежнем барельефе.
24. Памятник погибшим пожарным и спасателям
Неплохое композиционное решение, хорошо отражены и пластика, и динамика.
25. Памятник "Молодым созидателям земли тюменской" (у жд вокзала)
Сразу бросается в глаза стела. Таких стел по России уже столько наставили, что на них уже смотреть не хочется. Авторство-то где? Но это еще полбеды. Масштаб не найден. В существующем пространстве этот памятник выглядит игрушечным. И фигуры не в масштабе для этого пространства.
26. Памятник "Авиаторам Тюменской области"
С точки зрения обывателя, в нем все вроде бы есть, но на самом деле фигуры плохо выполнены. И эта выколотка на камне, как на могильных плитах. Делается на компьютере. Уж лучше бы сделали барельеф. Я считаю, что и памятные доски на домах нельзя делать по этой "кладбищенской" технологии. У нас же все-таки город, а не кладбище.
27. Памятник Щербине
Нормально выглядит. Конечно, не выдающаяся работа, но она выполнена профессионально.
28. Памятник Эрвье
Идея с камнем мне нравится.
29. Фонтан-памятник Тюменской области
Это ужасно. В нем нет никакой эстетики, нет никакого вкуса. Карта придавлена со всех сторон. Идею не выразили. Хотели подчеркнуть мощь Тюменской области, а в результате придавили ее со всех сторон каменной "рамкой". Был три года назад в Елабуге. Это такой маленький городок, но какие там памятники! Высочайшего уровня! Памятников в Елабуге немного, и я уверен, что их никогда не снесут. Что такое памятник? Памятник - это наша память, а память не на десять, двадцать лет, даже не на 50, а на сотни лет! А для того чтобы этот памятник стоял сотни лет, нужен высочайший уровень исполнения. Если памятник сносят через 50 лет - это уже не памятник.
Подведем итог
При выборе эскиза памятника, как считает Александр Новик, нужно всегда учитывать уровень скульптора, потому что от идеи до ее реализации путь очень большой. Идея может быть великолепна, а конечный результат - безобразным.
Основная проблема, по мнению Александра Сергеевича, заключается в том, что конкурсы на создание скульптур и памятников в Тюмени открытые, то есть в них могут участвовать все желающие: и профессиональные скульпторы, и любители, которые, как видим, зачастую и побеждают. А город проигрывает. Если городу нужны действительно хорошие памятники и скульптуры, достойные его истории и культуры, все конкурсы должны быть закрытыми, то есть проходить выборочно и только среди профессионалов.
Фото автора и с сайтов kp.ru, ru.wikipedia.org, 72.мвд.рф, fishki.net, wikimapia.org, vsluh.ru, 2gis.ru.